masha_deor (masha_deor) wrote,
masha_deor
masha_deor

Берта Моризо: хроника жизни буржуазии.

Берта Моризо – именно о ней должна быть моя первая запись об искусстве. Ведь в её работах сочетается и материнство, и женский взгляд на искусство, и мой любимый импрессионизм.
Судьба Берты сама достойна отдельного романа, но хотелось бы остановиться именно на её работах. И всё же опишу её жизнь хотя бы вкратце, чтоб стала ближе и понятнее её личность.
Берта была французской художницей, представительницей импрессионизма. Она родилась в 1841 году в состоятельной семье чиновника высокого ранга. Берта и две её сестры получили образование, полагающееся девушкам её круга. Заметив у Берты и её сестры Эдмы способность к живописи, им наняли учителя. И однажды, он сказал их матери, что девушки могут стать профессиональными художницами. А это катастрофа для добропорядочной буржуазной семьи! Но занятия продолжаются. И вскоре они уже пишут пейзажи на пленэре под руководством самого Камиля Коро. Эдма, вскоре после замужества поставит крест на карьере живописца, а Берта продолжит писать и в 1868 году познакомится с Эдуардом Мане, кумиром молодых художников того времени. Восхищалась им и Берта. И, конечно же, когда пораженный красотой и необыкновенным талантом девушки, Мане предложил ей стать моделью для его работ, Берта, попавшая под обаяние его личности, согласилась. В результате этого на свет появилось более 10 её портретов.
Но художников связывало не только искусство, и тем не менее, вспыхнувшее чувство не могло иметь продолжения – Эдуард Мане был женат. Вскоре Берта Моризо вышла замуж за младшего брата Эдуарда – Эжена Мане. У них родилась дочь – Жюли. И с её появлением у Берты появляется новая тема в творчестве – она создаёт хронику детства любимой и единственной дочери.
Но вернемся к работам Берты Моризо. Эдуард Мане не был не наставником, не учителем Берты, но он немало повлиял на её творчество. Именно он ввел Берту в круг художников-импрессионистов, и когда её работы в 1874 году были представлены среди прочих в Салоне отверженных, на картины Берты Моризо обратили внимание.
Картины Моризо, сосредоточены, в основном на темах, интересующих женщин. Ей чужда пошлость, и в своих работах, по большей части, Берта отражала, то, что могло быть связано с повседневной жизнью женщины из добропорядочной буржуазной семьи – домашний уют, семью, сад, прогулки на природе. Как правило, картины её были не велики по размеру. В качестве моделей для портретов, которые изобилуют в творчестве Берты, выступают члены семьи и главной её моделью была дочь Жюли. С трепетной любовью и наблюдательностью матери она старается запечатлеть буквально каждое мгновенье жизни ребёнка – вот она играет в саду с отцом, вот печет куличики, увлеченно занята чем-то у окна на веранде или читает книгу, а тут, уже повзрослевшая красавица учится игре на скрипке.


Берта Моризо. Эжен Мане с дочерью в Буживале. 1882 г.


Берта Моризо. Песочные пироги. 1882 г.


Берта Моризо. Эжен Мане и его дочь в саду. 1883 г.


Берта Моризо. На веранде. 1884 г.


Берта Моризо. Читающая девочка. 1888 г.


Берта Моризо. Жюли играет на скрипке. 1893 г.

И пусть картины Берты не расскажут нам о внутреннем мире, изображенных на её портретах людей, пусть в них нет скрытых символов, глубины замысла, но зато они интимны и позволяют приоткрыть завесу образа жизни, который вели люди её круга в то время. В своих работах, словно на фотокарточках, как истинный импрессионист, она запечатлевала миг.
Картины художницы отличаются простотой композиции. Тем не менее, даже зарисовки домашней жизни из под кисти Моризо передают зрителю удивительное чувство гармонии и покоя.


Берта Моризо. После завтрака. 1881 г.


Берта Моризо. Чай. 1882 г.


Берта Моризо. Маленькая служанка. 1886 г.

Несмотря на всю свою сдержанность в выборе тематики работ, нельзя сказать, что Берте Моризо был совсем чужд мир чувственности. Берта раскрывает его зрителю в изображении женщин, приводящих себя в порядок у зеркала, очень деликатно и тонко, чтоб не вызвать и малейшего чувства смущения.


Берта Моризо. Молодая девушка перед зеркалом. 1875 г.

Отличительные черты картин Моризо – абсолютная гармония, излучающаяся через полотна любовь к жизни – особенно ярко проявляются в работах, посвященных нежному чувству материнства. Изумительное чувство цвета художницы, позволяет передать ощущение покоя и тихой радости, как, к примеру, на картине «Колыбель» Берта Моризо использовала голубовато-красный свет, проникающий через тонкие воздушные занавески и окрашивающий полог колыбели нежно-розовым цветом.


Берта Моризо. Колыбель. 1872 г.


Берта Моризо. Игра в прятки. 1873 г.

Пейзажи Берты Моризо были столь гармоничны и безмятежны, равно как и остальные её работы. Излучающие покой, они наполнены светом и радостным ощущением жизни. Представленные ниже картины с разницей написания в 7-8 лет, довольно ощутимо раскрывают перед зрителем путь художницы к «традиционному» импрессионизму, но стоит отметить, что живопись Берты тем не менее отличалась от работ остальных основателей импрессионизма, писавших мелкими мазками, нанося чистые, несмешанные цвета на полотно, Моризо же предпочитала писать широкими свободными мазками, используя традиционные приемы смешения цвета.


Берта Моризо. Пейзаж. 1867 г.


Берта Моризо. На пляже. 1875 г.


Берта Моризо. Порт в Ницце. 1882 г.

Натюрморт «Розовые анемоны» наглядно представляет, то, как экспансивно использовала Берта белый цвет в картинах, чистый или смешанный с другими красками. Будучи «Виртуозом цвета», как называли её собратья импрессионисты, Берта Моризо, благодаря использованию этого самого цвета, создавала ощущения пространства и глубины.


Берта Моризо. Розовые анемоны. 1891 г.

Особую прелесть её работам придавали нотки лиричности и даже сентиментализма, отличающие живопись Берты от работ остальных основателей импрессионизма и созвучные с живописью предыдущих эпох.
Tags: Берта Моризо, Живопись, Жюли Мане, Эдуард Мане, импрессионизм, искусство, картины
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments